Обзор игры Ghostrunner
Будущее. После глобальной катастрофы население некогда процветающего города стекается жить в огромную башню-город-небоскреб под названием Dharma Tower. Сверху железной рукой правит тиран Keymaster и ставит нечеловеческие опыты в своей корпорации, а снизу простые жители угнетаются бандами головорезов. И только киберниндзя, воин добра, прыгает с крыши на крышу…
Так уж заведено, что в киберпанке будущее всегда должно быть мрачным, чтобы мы боялись самих себя. Ghostrunner получился как смесь из киберпанка-постапокалипсиса, с большим упором на первый. Но, в отличие от последних тенденций, перед нами не ролевая игра. Это хардкорный экшн-платформер, где рефлексы важнее умения подбирать навыки.
Deus Ex Паркур
По духу игра похожа на Mirror’s Edge – только ее темную версию, где вместо белоснежного города, трущобы и разруха.
Если вы расстроились, что в Cyberpunk 2077 вырезали бег по стенам, то поиграйте перед ее выходом (знаю, задел за живое) в Ghostrunner – вы насытитесь данным развлечением по горло. Паркур и скорость — это основа выживания. Помимо бега по стенам, можем цепляться за крючки и выступы с помощью лассо, совершать рывок в прыжке для быстрого достижения цели, кататься по парящим в воздухе рельсам. Периодически, на локациях попадаются ограниченные усиления. Например, если нам надо перепрыгнуть через большую пропасть – тут вам усиление прыжка, чтобы вы скакали как лягушка, если перед вами крутится огромный вентилятор, вращая лопастями, то недалеко окажется slow-mo. Данные «power ups» строго заскриптованы и призваны разнообразить игровой процесс – к герою они не привязаны.
Но не беспокойтесь, наш бегущий- в-тени-древа и сам кое-что может. В игре добавлена капелька ролевой системы. Есть меню развития персонажа, выполненное в виде тетриса, мы выбираем кубик-способность и помещаем на поле, переворачивая, если того требует расположение; все способности «изучить» не получится – поле ограничено, поэтому распределяем только самые важные для нас фигурки. В дополнение, у героя есть спецприемы, которые открываются по мере восхождения.
По стилю прохождения игра мне напомнила Prince of Persia: The Sand of Time: вот мы бегаем, решаем головоломки с помощью паркура, потом, для отвлечения, на нас натравливают врагов и начинается боевая часть. Только в Ghostrunner, даже в локации с врагами, ни в коем случае не стоит забывать о паркуре. Киберниндзя хлипок, умирает от одного выстрела, с другой стороны - ни один враг не переживет больше одного удара нашей катаны, кроме боссов. Допрыгавшись до смерти, игра мгновенно возвращает вас к ближайшему чек-поинту и все начинается заново, сохраняться вручную нельзя.
Чем дальше – тем сложнее, игровой процесс идет по нарастающей: появятся новые препятствия, более суровые враги. Мы можем полагаться только на скорость, рефлексы, и, иногда на свои спецспособности.
Периодически мы попадаем в киберпространство, именуемое Кибербездной - привет Deus Ex: Mankind Divided, и режиму Breach. В Кибербездне мы решаем логические задачки и тренируем новые спецспособности, как говорится «на кошках».
Игра создана для визуалов. На локациях нет лишних людей или рабочих – лишь враги (это объяснят по ходу сюжета), позволяя временами отвлечься и обвести взглядом местность, по которой мы прыгаем.
Наше прохождение идет снизу-вверх. Сначала мы минуем заводские районы и трущобы, постепенно поднимаясь в жилые районы и лаборатории Dharma Tower, и картинка меняется соответствующе. Но здесь вы никогда не увидите чистых и стерильных помещений или лощёных улиц ночного города – всюду разруха, мусор, трубы и неон. Упадок города передан выразительно, и вся эта разруха приобретает особую эстетику, которая доступна только для киберпанка.
Если будет свободная минутка от паркура – остановитесь. Не только для того чтобы поискать секреты на карте (а они есть), но, и чтобы рассмотреть каждую интересную деталь, прочитать рекламную вывеску, насладиться работой художников и возможностями движка Unreal Engine 4.
Если для визуалов счастье, то для любителей истории – нет. Дружественных NPC здесь не будет, все разговоры проходят через комлинк в вашей голове. С нами на связь выходит некий Архитектор, который помогает освоиться в этом мире, и Зоуи, девушка-повстанец – эти двое сопровождают нас практически всю игру. Борьба с системой и угнетением белой нитью проведена через всю игру, здесь четко выделено добро и зло, и ничего среднего быть не может. «Для спасения человечества недостаточно убить тирана» - заявляет один из персонажей, и в этот момент я надеялся, что концовка игры меня удивит, но то была лишь пыль в глаза. Мотивации персонажей раскрываются почти сразу, а, чтобы вы не сомневались, то в середине игра заявляет: «Вот это плохой, а это хороший» и никаких сюрпризов для нас не будет – а ведь киберпанк всегда славился своими сюжетными хитросплетениями. С одной стороны – это не ролевая игра, а с другой – что мешало вложить небольшой, но интересный сюжет в экшен-патформер? Однако, есть в игре любопытные мысли, когда персонажи рассуждают по поводу гуманности имплантов и важности свободы.
Для меня это была одной из самых сложных игр. Недаром Ghostrunner заявлен как хардкорный платформер. Умирая и возвращаясь к чекпойнту, я каждый раз вспоминал Battletoads или Ninja Gaiden из далекой эпохи Dendy. Игра коротка, но из-за уровня сложности, ее прохождение увеличивается в два-три раза.
Всего одна жизнь и нет права на ошибку! Если вы потом и кровью, чудом, почти очистили область, окруженную врагами, то одна незамеченная шальная пуля отправит в самое начало этой области, вызывая волны истерики, особенно если вы перепроходите этот участок уже раз двадцатый (и это не шутки). Никаких послаблений: уровня сложности нет, сохранений нет, полоски жизней нет, шкала спецспособностей восстанавливается очень медленно. И получается, что рассчитывать можно только на себя, на свои навыки. А если вы отроду нехардкорный игрок?
Хорош ли Бегущий в Тени? О да, это быстрый, отточенный экшн, с западающей в голову электронной музыкой, которая побуждает гнать только вперед. Все это разворачивается в окружении классических киберпанк-локаций, превознося известный критерий «High Tech. Low Life». Однако, достоинства жанра и талант разработчиков заставляют любоваться на «Low Life» с неприкрытым восторгом – если мусор возле моего подъезда не вызовет у меня никаких эмоций, то мусор возле подъезда многоквартирного дома Dharma Tower, ночью, в окружении неоновых вывесок, вынудит меня отвесить челюсть от восторга.
Понравился ли мне Ghostrunner? Нет, мне он совершенно точно не понравился из-за своей зубодробительной сложности. Удовольствие я испытывал лишь в те моменты, когда можно было остановиться, осмотреться и сделать несколько скриншотов. Поэтому игра только для ценителей жанра – смельчакам готовым к трудностям, или хардкорным игрокам.
Выражаю благодарность администрации сайта gamer.ru за предоставленную для обзора версию игры.